36 миллионов - на съезд народов Татарстана
27 ноября 2007 года

Участники съезда много и прочувствованно говорили о дружбе народов, населяющих Татарию. Правда, никто так и не обмолвился о том, что она, в отличие от большинства других регионов нашей необъятной страны, имеет статус национальной республики.Накануне съезда спикер Госcовета Фарид Мухаметшин заявил, что "у нас все еще продолжаются дискуссии вокруг определения того, какой народ является государствообразующим". Нет, читатель. Фарид Хайруллович вовсе не имел в виду ни Татарию, ни татарский народ. Он имел в виду народ русский, который "мы предложили не обособлять". Дескать, "Россия не укладывается в классическую категорию "нация - государство". А Татария, стало быть, укладывается.

Разумеется, что никто, включая Мухаметшина и Шаймиева, не станет утверждать, что татары имеют какое-либо преимущество перед евреями и другими нетатарами. Понятно, что в России дискриминация по национальному признаку запрещена. Кстати, и Владимир Путин заметил, что наши сограждане, проживающие в национальных республиках, не должны иметь преимуществ перед другими своими соотечественниками. Не должны, но имеют. В Татарии такое стало возможным, благодаря договору, который Россия, заключив с этой республикой, признала ее суверенитет.

Избранность татар, составляющих абсолютное большинство официальных учреждений Татарии, включая правительство, на мой взгляд, обусловлена тем, что в самом сердце России зародилось некое подобие ханства. Не секрет, что состав дивана (не путать с диваном, на котором, по мнению Минтимера Шаймиева, можно разместить оппозицию) в нем определяет "хан". А он приближает, прежде всего, членов своего рода.

В связи с этим еще раз хотел бы вернуться к идее Волжского края, который объединил бы Татарию с соседними областями, избавив Россию от угрозы татарского сепаратизма. Чтобы выбить почву из-под ног желающих обвинить меня в посевах межнациональной розни, замечу, что образование Волжского края никоим образом не может повредить ни татарскому народу, ни его вековой культуре. Остудив горячие головы мечтающих о всемирном татарском центре в виде российского анклава.

Татары, разумеется, могут создать собственное государство. Но какая в этом нужда? Разве кто-то притеснял татар, как притесняли евреев или, к примеру, цыган? Разве где-то происходили погромы или массовые расстрелы татар? Нет, конечно. Татарам, как я думаю, и так живется неплохо в дружной семье российских народов. И, наконец, не напрасно же говорят татары: не чеши там, где не чешется. Иначе заболит.

Во всяком случае, ущемлять татар или татарскую культуру никто не собирается. Кстати, о культуре, неотъемлемой частью которой является образование. 31 октября, обсуждая целесообразность перехода школьников на пятидневку, казанское "Эхо Москвы" рикошетом врезало-таки по татарскому языку.

77 % процентов радиослушателей высказалось против шестидневки лишь потому, что шестой день приходится на татарский, предмет для школьников обязательный. Наши детки обязаны учить татарский, потому что это ПЕРВЫЙ государственный язык квазигосударства "Татарстан". Почему квазигосударства, да потому что Татария не имеет ряда обязательных для всякого государства признаков. В том числе армия, граница, таможня, национальная финансовая система и так далее.

Впрочем, что же мы толкуем о мнении радиослушателей, телезрителей, избирателей или, одним словом, народов, населяющих Татарию? Оно ровным счетом никакого значения не имеет для республиканских властей. Например, для министра образования Наиля Валеева, а он категорически против пятидневки! Господину Валееву и дела нет до России, планирующей перевести школьников на пятидневную рабочую неделю.

Не имея ряда важных признаков государства, Татария, тем не менее, обладает собственным ГОСУДАРСТВЕННЫМ языком, что, на мой взгляд, противоречит Конституции России, которая на ВСЕЙ территории страны устанавливает единственный государственный язык, а именно русский. Думаю, что никто не станет возражать против того, чтобы нормативные и правовые акты регионов публиковались и на языке, на котором говорит существенная часть местного населения. Но называть этот, дополнительный, язык государственным нельзя.

И тем более не стоит делать обучение этому языку обязательным. Для значительной части жителей Татарии это не актуально уж потому, что они им и так владеют в совершенстве. Другое дело те, которые хотели бы выучить татарский. Ведь одно дело сотрясать воздух, ГОВОРЯ о татарской культуре, и совсем другое - принимать конкретные меры по ее поддержанию. Помнится, министр культуры РТ Зиля Валеева грозилась выпустить лазерный диск для изучающих татарский. И где же он, этот диск? Неужели у правительства не хватило на это денег?

Татарскую культуру искренне уважаю. Мне нравится классика, эстрада и народная музыка. Татарский театр, увы, не посещаю, потому что мой татарский не позволяет слушать спектакли на языке оригинала. Но разве так много средств нужно для того, чтобы в родной 32-ой школе открыть курсы татарского для взрослых, желающих выучить этот язык? Я первым бы на эти курсы записался. Потому что, когда общаюсь с татарами по-татарски, у них не возникает сомнений, что "мы с ним одной крови". Так что игра стоит свеч.И все-таки жаль, что составители перечня нацпроектов забыли про культуру, ведь она важнее всего. Неужели власти этого не понимают? А может им выгодно, чтобы народ оставался некультурным? Потому что терпеть их произвол способен только некультурный народ. Впрочем, каков приход, таков и поп. Поэтому, повторюсь, менять надо народ, а не правительство. Которое, в конечном итоге, делает только то, что мы ему позволяем.

Ефим АНДУРСКИЙ, "Честное слово"